Последние инициативы Минкомсвязи

Все участники рынка отмечают активизацию в последнее время одного из государственных регуляторов – Минкомсвязи, ведомства, имеющего к развитию российского рынка ЕСМ самое непосредственное отношение. Причем если к созданию Экспертного совета при Минкомсвязи по вопросам совершенствования электронного документооборота в органах государственной власти у всех игроков рынка в целом позитивное отношение, то к другим инициативам новой команды ведомства они относятся с куда большей осторожностью. И конечно же, больше всего вопросов у них вызывает пресловутый конкурс на «создание национальной платформы СЭД» и «национальной СЭД». Мы попросили участников рынка прокомментировать происходящее.

По словам директора по маркетингу «ДИРЕКТУМ» Василия Бабинцева, сегодня государство ведет себя очень активно не только как законодатель, но и как заказчик. В 2012 году примерно 37,7 % проектов по внедрению и развитию ECM-систем составили именно проекты в государственном секторе, в 2011 году показатель составлял 25 %. Это является очень внушительным ростом и мощным драйвером роста российского рынка в целом. При этом во многом потребность государства в автоматизации работы ведомств и подведомственных учреждений связана с законодательными инициативами, направленными на перевод основных государственных и муниципальных услуг в электронный вид, развитие системы межведомственного электронного взаимодействия, автоматизацию работы госслужащих, внедрение СЭД. «С учетом программы «Информационное общество 2011 – 2020 гг.» государство оказывает значительное влияние на развитие рынка в целом. СЭД имеют значительные перспективы внедрения в органах власти, при этом спрос будет особенно устойчиво расти в части оказания государственных услуг, межведомственного электронного взаимодействия на различных уровнях – ФОИВ, РОИВ, МФЦ», – подтверждает генеральный директор «ИнтерТраст» Андрей Линев.

 

Директор по маркетингу «ДИРЕКТУМ» Василий Бабинцев

Директор по маркетингу «ДИРЕКТУМ» Василий Бабинцев

 

В то же время, говоря об активизации Минкомсвязи, прежде всего речь идет о выполнении постановления Правительства РФ от 6 сентября 2012 года № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти», в котором, в частности, говорится о необходимости принятия целого ряд стандартов для перехода на полностью электронный документооборот в органах власти до конца 2017 года. Это действительно очень важно для России, где бизнес подстраивается под государство, зачастую используя те стандарты и технологии, которые используют органы власти. Но благородная цель стала поводом для спекуляций и непонятных действий. В очередной раз индустрии пытаются навязать типовую унифицированную систему вместо того, чтобы пойти по пусть и более трудному, но единственно верному пути – последовательной разработки отраслевых стандартов и требований к СЭД. Это крайне необходимо в условиях имеющегося «зоопарка» информационных систем во многих ведомствах, и будет проще их не «сносить», а доработать под выработанные требования.

Однако совершенно неожиданно для всех участников рынка в конце августа 2013 года Минкомсвязью был объявлен конкурс на создание «национальной платформы СЭД» и «национальной СЭД» за 46 млн рублей, который выиграл подведомственный ФГУПТ НИИ «Восход». По утверждению Минкомсвязи, прототипируемая сейчас «национальная платформа» и СЭД задумывается лишь как некая вспомогательная платформа для госорганов, которые не имеют возможности приобретать и развивать собственное решение по электронному документообороту. Соответственно, эту платформу можно будет использовать либо из облака, либо развернуть типовую систему. Однако такой подход вызывает разумные вопросы о целесообразности у ведущих экспертов российского рынка.

«Я всегда скептически относился к типовым решениям. Действительно, существует жизнеспособная модель бизнеса, когда коробка продается с определенным функционалом ее настройки и в дальнейшем ее можно доработать под конкретные потребности заказчика. Другое дело, когда система предоставляется практически в неизменном виде из облака или в заведомо неизменном виде распространяется как коробка. Приходить к модели «настраиваемой коробки» в случае Минкомсвязи смысла особого не имеет – в этом случае система практически ничем не будет отличаться от существующих сегодня систем на рынке и потребует сопоставимых расходов заказчиков на внедрение и адаптацию. Но это идет вразрез с изначальными намерениями, поскольку заявлялось, что государственные инициативы по переходу на электронный документооборот разбивались, наталкиваясь на отсутствие бюджетов, экспертизы или технической готовности в ряде министерств и ведомств. То есть во что в итоге это все выльется, можно будет оценивать лишь после того, как хоть что-то появится работающее», – говорит руководитель направления IIG EMC (Information Intelligence Group) в России и странах СНГ Вячеслав Кадников.

 

Руководитель направления IIG EMC (Information Intelligence Group) в России и странах СНГ Вячеслав Кадников

Руководитель направления IIG EMC (Information Intelligence Group)
в России и странах СНГ Вячеслав Кадников

 

«Что будет дальше – думаю, очевидно. Цель привлечения «государевых контор» к выполнению таких работ понятна и на первый взгляд благородна – упростить, ускорить, снизить стоимость, повысить прозрачность и т. д. Все это в интересах государства и граждан, во всяком случае на декларативном уровне. На практике же мы имеем монополизацию целых сегментов рынка, что в конечном счете ведет к стагнации. Казалось бы, государство должно выступать в роли регулятора рынка – задавать прозрачные и единые для всех стандарты, правила, регламенты, беспристрастно следить за их соблюдением. Но у нас регулятор занят программированием. Поэтому мы прогнозируем, что вход на этот рынок будет усложнен искусственными фильтрами для отсеивания «чужих» игроков. Этими фильтрами уже сегодня являются закрытые, непрозрачные и постоянно меняющиеся стандарты. Типичным примером является возможность подключения к СМЭВ и МЭДО: те стандарты, что публикуются на официальных ресурсах, зачастую не являются актуальными. Это одна из причин, по которой я считаю, что рынок автоматизации госструктур перестает быть открытым. Рано или поздно его поглотит либо облачная «Практика», либо аналогичный продукт «О7.ДОК» (от «Ростелекома»)», – уверен генеральный директор «ИнтерТраст» Андрей Линев.

 

Генеральный директор компании «ИнтерТраст» Андрей Линев

Генеральный директор компании «ИнтерТраст» Андрей Линев

 

Тем не менее другую инициативу нового руководства Минкомсвязи участники рынка оценивают более позитивно, полагая, что она действительно поможет развитию российского рынка ЕСМ. В середине лета при Минкомсвязи был создан Экспертный совет по вопросам совершенствования электронного документооборота в органах государственной власти. В июле 2013 года состоялось его первое заседание, на котором был предложен ключевой документ «Регламент обмена между системами электронного документооборота органов власти» с постановкой правильной задачи. Необходимо было сделать так, чтобы документы подписывались первыми лицами непосредственно в электронном виде и являлись подлинниками.

«Сейчас ведется активная работа Экспертного совета при Минкомсвязи по разработке нормативной базы, регламентов электронного взаимодействия государственных ведомств для перевода их на безбумажное взаимодействие к 2017 году. Мы в этот Экспертный совет, наряду с нашими авторитетными коллегами по рынку, также входим. Сейчас в Минкомсвязи идет работа не столько в части конкретных действий, сколько в их подготовке, но тем не менее. Уже согласован регламент безбумажного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти. Выявилась необходимость расширения инфраструктуры уже созданных систем МЭДО/СМЭВ, существует необходимость подключения всех ведомственных систем к регламенту. В настоящее время разрабатывается концепция долгосрочного хранения электронных документов и создания архивов. Работа идет, мне приходится периодически ездить в Москву для участия в этом Экспертном совете. Прелесть процесса в том, что к обсуждению наконец-то подключили экспертное сообщество», – комментирует генеральный директор «ДоксВижн» Владимир Андреев.

 

Генеральный директор компании «ДоксВижн» Владимир Андреев

Генеральный директор компании «ДоксВижн» Владимир Андреев

 

Ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные Офисные Системы» (ЭОС) Наталья Храмцовская, принимающая участие в Экспертном совете, согласна с коллегой, полагая, что в любом случае попытка организовать диалог с экспертами является существенным шагом вперед. Такой стиль работы для наших чиновников непривычен, да и никто не любит, когда его критикуют. При этом г-жа Храмцовская надеется, что как ведомство, так и эксперты увидят свою выгоду в таком сотрудничестве, что поможет избежать многих дорогостоящих ошибок. Тем не менее она подчеркивает, что успех этой инициативы гарантировать невозможно, слишком многое зависит от конкретных людей, сидящих по обе стороны стола.

 

Ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные Офисные Системы» (ЭОС) Наталья Храмцовская

Ведущий эксперт по управлению документацией компании
«Электронные Офисные Системы» (ЭОС) Наталья Храмцовская

 

Владимир Андреев,

президент компании «ДоксВижн»

Как непосредственный участник рабочей группы при Министерстве связи, организованной в рамках реализации Дорожной карты правительства по переходу на безбумажный документооборот, могу высказать несколько соображений по поводу ее работы.

Сам факт существования сообщества, в которое входят эксперты различного профиля (документоведы, эксперты в области законотворческой деятельности, представители отечественных и западных вендоров СЭД/ECM, представители организаций-пользователей СЭД) и чиновники Минсвязи, ответственные за реализацию программы, - явление, безусловно, позитивное. Я впервые являюсь свидетелем того, что госчиновники реально прислушиваются к мнению сообщества.

Несмотря на то, что наше сообщество еще не выработало адекватного формата для работы подобного совещательного органа, работа кажется мне результативной. Работники Министерства, разрабатывающие проекты документов, не могут поддерживать всех необходимых компетенций, и, порой, допускают очевидные ошибки при их формировании. Наличие коллективного интеллекта и опыта позволяет нивелировать подобные недостатки: как с точки зрения  формальной строгости выпускаемых документов, так и с точки зрения технической и технологической адекватности и реализуемости.

За 9 месяцев существования рабочей группы есть конкретные результаты: разработаны положения о формате передачи электронных документов между госорганами и разработан регламент обмена документами. Существуют пилотные проекты, которые показали, что разработанные документы применимы на практике. Участники группы сделали хоть и не значительные по объему, но крайне существенные по сути правки, упростившие реализацию регламентов. В настоящее время обсуждается концепция долгосрочного хранения и организации архива электронных документов (она претерпела уже 2 редакции и, надеюсь, скоро получит окончательную).

Эта работа важна не только в плане развития ЭДО в госорганах. Регламенты и концепции будут играть важнейшую роль в развитии СЭД и систем безбумажного документооборота во всех сегментах рынка, стимулировать его развитие. Именно поэтому мы стараемся активно, по мере сил, участвовать в процессе, и готовы всячески поддерживать наметившиеся тенденции к консолидации усилий государственных чиновников и сообщества профессионалов нашей отрасли.

В этом уверен и руководитель направления IIG EMC (Information Intelligence Group) в России и странах СНГ Вячеслав Кадников. Также участвуя в Экспертном совете при Минкомсвязи, он полагает, что его работу можно оценивать лишь по результатам, которых по объективным причинам пока еще нет, – по сути, активная работа Экспертного совета началась лишь в июле 2013 года. «Я думаю, что определяющей будет первая половина 2014-го. Если к этому времени те рекомендации, которые выработаны в настоящий момент, будут финализированы и приняты уже на уровне правительства, тогда, наверное, работу Экспертного совета при Минкомсвязи можно будет признать успешной. В целом внесение изменений в существующие нормативные акты или разработка новых по итогам обсуждений в Экспертном совете – сегодня очень значимая задача. Если совсем упрощать, то качественный и хорошо проработанный закон об электронном документообороте (в настоящее время он отсутствует) мог бы сильно облегчить внедрение систем автоматизации как минимум в государственных органах, а скорее всего и в масштабах всего российского рынка. Снятие преград и стимулирование более широкого использования электронных документов – это в нашей стране можно сделать, прежде всего, инициативой регулятора», – уверен Вячеслав Кадников.

Что касается непосредственно обсуждаемых инициатив Минкомсвязи в области перехода на электронное взаимодействие (правила визуализации электронных документов с ЭЦП, планы разработки национального стандарта электронного документа, проект регламента обмена электронными документами), то их проекты, по мнению участников рынка, требуют существенной доработки. В частности, на это обращает внимание ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные Офисные Системы» (ЭОС) Наталья Храмцовская: «В этих проектах попадаются положения, противоречащие как законодательству, так и здравому смыслу, а описанные в них технологии пока что на практике не опробованы. Само по себе это не так страшно, но лишь при условии, что будет вестись активная «работа над ошибками» и проверка работоспособности этих документов в рамках пилотных проектов».

 

Выводы

Попытки создания типовой вспомогательной платформы для госорганов, которые не имеют возможности приобретать и развивать собственное решение по электронному документообороту, которые сегодня ведутся Минкомсвязью на базе облачной СЭД «Практика», скорее всего в очередной раз потерпят фиаско. Государство уже в третий раз наступает на одни и те же грабли, идя не по пути стандартизации и выработки требований к имеющимся и перспективным системам, а пытаясь спустить сверху «зонтичное» решение. По всей видимости, «национальная платформа и СЭД» будет представлять собой систему, которая в заведомо неизменном виде будет распространяться, а малейшие изменения в ней и попытки простейшей доработки под потребности конкретного ведомства потребуют значительных финансовых средств, что противоречит самому смыслу всей идеи.

Что касается другой инициативы Минкомсвязи – создания Экспертного совета, то участники рынка позитивно оценивают реальное начало диалога с рынком в его рамках. В то же время о каких-то реальных результатах его работы говорить пока рано – предложения Минкомсвязи по рассматриваемым проектам нуждаются в существенной доработке. При этом определяющим здесь станет 2014 год, когда обсуждаемые предложения должны быть финализированы и формализованы в виде конкретных нормативно-правовых актов.